Слово как оружие: агитационные плакаты Великой Отечественной войны
Мой дед ушел добровольцем на фронт, когда ему едва исполнилось восемнадцать. Тогда, в 41-ом, в ряды Советской Армии принимали только с девятнадцати, пришлось накинуть себе год, чтобы мальчишеская мечта – воевать за Родину - сбылась. Все, что связано с войной он помнит в подробностях: тревожную новость по радио о начале боевых действий, первое оружие, первый окоп и первую агитлистовку.
Она появилась на страницах «Правды» вечером 22 июня 1941 года. Дед говорит, что агитки здорово поддерживали боевой дух солдат и были, чуть ли не единственным источником информации на фронте.
Агитационные плакаты – щит и меч советской пропаганды в военное время. Короткий и емкий по смыслу призыв, лаконичная картинка с ярким образом – мгновенно оседали в сознании каждого и …. побуждали действовать. Самый известный плакат времен Великой Отечественной «Родина - мать зовет!» бил прямо в цель. Молодые парни, не раздумывая, шли воевать, а матери, сжав сердце, с пониманием провожали их на фронт, ведь Родина – тоже мать.
Агитационный плакат как вид искусства произошел от фольклорных картинок с надписями - «лубок». Но если второй был призван развлекать, то первый играл совсем другую роль.
Плакат высмеивал врага
Призывал всех на борьбу с врагом
Поддерживал боевой дух
Взывал о помощи для нужд фронта
… и просто информировал
В России агитационный плакат активно стал развиваться в годы Первой мировой войны. Плакаты издавались солидным для того времени тиражом, ежедневно тысячи листовок раскидывали только с воздуха. Кроме того, плакаты расклеивали по городу, отправляли с оружием и боеприпасами на фронт. Кстати, печатали их литографным способом: делали оттиск на отшлифованном камне и затем переносили на бумагу или тиражировали с помощью трафаретов. Одним из главных героев листовок и плакатов времен Первой мировой войны был казак Козьма Крючков, прославившийся боевым подвигом. Он и три его товарища вступили в схватку с 27 немцами, в результате уцелело лишь пять противников. Козьма стал первым русским воином, получившим Георгиевский крест 4 – й степени.
Агитационные плакаты стали тогда важной частью жизни людей. Их с интересом читали, обсуждали, ждали. Из листовок можно было узнать последние новости с фронта, в них часто попадали тексты телеграмм с передовой. В 1919 -21 годах агитация приобрела массовый характер, в Москве и некоторых других городах появились «Окна РОСТА». Художники и поэты, работавшие тогда в Российском телеграфном агентстве, стали с периодичностью создавать яркие сатирические плакаты на самые острые темы дня. Такие плакаты размещали в витринах магазинов и в других людных местах.
Среди тех, кто внес свой вклад в агитационное искусство того времени - Владимир Маяковский. Он не только сочинял меткие строчки, но и сам рисовал яркие картинки.
«Окна РОСТА», а в последствие «Окна ТАСС» вошли в историю как идеологическое оружие. Они оказывали огромное психологическое воздействие и на народ, и на солдат, и на армию противника. Листовки Окон солдаты брали с собой в бой, их размещали на стенах в казармах, плакаты расклеивали даже в осажденных немцами городах на всевозможных поверхностях и даже прикалывали к трупам фашистов, это были плакаты со словами «Собаке – собачья смерть». Немцев наши листовки приводили в бешенство, и они их уничтожали, как могли, даже расстреливали. Всех, кто трудился в «Окнах ТАСС», министр немецкой пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни, каждого из них он собирался повесить на фонарном столбе, как только будет взята Москва.
Классиками советского агитационного плаката и политической карикатуры считают Кукрыниксов – творческий коллектив художников и живописцев. Под этим псевдонимом работали Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Авторство первого плаката ВОВ «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» принадлежит им. Листовки Кукрыниксов сопровождали советских солдат всю войну.
Творческая элита принесла большой вклад в Победу. Известно, что художники, не смотря на голод и холод, трудились даже в блокадном Ленинграде, отказавшись покинуть родной город. Каждый день они старались нарисовать новые плакаты. Художники знали, что эти листовки помогали людям жить, бороться и верить. Рабочие, как могли, тоже поддерживали агитационное движение. Например, наш земляк, рабочий Уралвагонзавода (где производили знаменитый танк Т-34) клеевыми красками на фанере нарисовал плакат «Седой Урал кует победу».
Превратить слово в грозное оружие борьбы с врагом – не просто мастерство, но и большая заслуга перед Отечеством. В 1942 году авторы «Окон ТАСС» получили Государственные премии.