кино во время вовВеликая Отечественная война 1941-1945 годов – это особый период в развитии советского кинематографа. Работники кино трудились в эти годы наравне со всем народом, приближая своим творчеством общую победу. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники. Яркая плеяда талантливых сценаристов и режиссеров, операторов и артистов выпустила сотни кинокартин.

Главный кадр – на передовой!

А что на фронте? Это вопрос волновал каждого в годы войны. Самую животрепещущую  тему освещала фронтовая кинохроника. 250 кинооператоров побывали на месте сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой.  Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне.

В те годы документалисты трудились круглые сутки. В Москве на Киевском вокзале работала студия «Союзкинохроника», в которой непрерывно обрабатывалась пленка, полученная из «горячих» точек. Эти кадры ждала вся страна, поэтому отдыхать бригадам документального кино было некогда.

Первый «Оскар» - за правду войны

Разгром немецких войск под МосквойВ 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах – жизнь и борьба,  фронт и тыл, смерть и разгром, победа и поражение.

В своих воспоминаниях И. Копалин рассказывал, что работали над фильмом сутками, в суровые декабрьские дни - в нетопленных комнатах монтажа. Этот труд был высоко оценен правительством Советского Союза, авторы получили Сталинскую премию. В США фильм показали в 1943 году под названием «Москва наносит ответный удар». Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной Американскую киноакадемию:  впервые русские документалисты удостоились «Оскара».

Оперативное кино: боевые киносборники

боевые киносборники 1941 45Цех игрового кино не отставал от бригад документальных фильмов. Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате. Каждый сборник включал несколько игровых новелл. Стиль  короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок.

В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С.Герасимов, Г.Козинцев, Л.Трауберг, Г.Александров, С.Юткевич и другие. На экране - знаменитые и любимые артисты довоенного времени: Борис Чирков, Вера Марецкая, Эраст Гарин, Борис Бабочкин. Они вдохновляли, настраивали на победу, помогали преодолевать тяжелые испытания. Боевые киносборники немедленно отправлялись на передовую, к солдатам и офицерам. Их там ждали, как никогда.

Крупным планом - солдат и родина

Секретарь райкомаХудожественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 30-х годов пришли картины, воспевающие любовь к родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизанского отряда.

Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк Донской), верная жена («Жди меня»  А.Столпер, Б.Иванов), дети военного времени («Жила-была девочка» B. Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).

Они сражались за родину

ЦОКСВ ноябре 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату, где была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Киевская киностудия переехала в Ашхабад, «Союздетфильм» - в Душанбе. На несколько лет эти места стали фронтом для кинематографистов. Работа над производством велась в тяжелых условиях голода, холода, часто при отсутствии денег. Но время трудных испытаний стало толчком для полета мысли, появления шедевров мирового уровня.

В самом начале войны Сергею Эйзенштейну поступило распоряжение из Кремля продолжить работу над фильмом «Иван Грозный». Эта эпическая картина стала символом русской культуры, которую пыталась уничтожить гитлеровская армия. В лютые морозы съемочная группа под руководством великого режиссера создала историческую драму мирового уровня. В прокат картина вышла в январе 1945 года и была удостоена Сталинской премии 1 степени.

Николай Крючков, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Михаил Жаров, Николай Черкасов – актеры, которых знала вся страна, всю войну трудились на съемочной площадке. В годы войны были созданы свыше 100 художественных фильмов, которые зрители до сих пор помнят, любят и пересматривают.

 

Еще статьи по теме: 

Искусство в Великую Отечественную войну

Литература в Великую Отечественную войну