: ? — 08.09.1380

Пересвет, предположительно, родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином, участвовал в ряде походов и боев. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Есть также мнение, что Пересвет был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Воины Золотой Орды в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов.

Преподобный Сергий благословил не только князя, но и Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябу – двух иноков, хорошо знающих военное искусство. также перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского.

Перед началом самой Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, были вооружены копьями: «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Существует также другая версия поединка, согласно которой копье мастера конных поединков Челубея было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла. Александр Пересвет пошел вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, которая надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, доехал до строя русского войска и только там умер (или верный конь вынес к своим умершего по дороге, но остававшегося в седле победителя).

Согласно Сказанию о Мамаевом побоище, сразу после гибели поединщиков началась сама Куликовская битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.

Из текста «Задонщины» следует, что Пересвет остался жив после поединка и принял участие в битве: он на поле «поскакивает на своем добром коне, а злаченым доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».

Таким образом, в памяти народа Александр Пересвет остался воином-богатырем, великим защитником земли русской, прославившим русское войско своей отвагой и храбростью в бою с ордынским богатырем Челубеем. Пересвет причислен Русской православной церковью к лику святых. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых.

Образ героя в мировой культуре:

Изобразительное искусство и творчество:

1) Авилов, М. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г. // гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России, «Культура.РФ». - 2013-2022. Смотреть картину.