Можно долго приводить факты, перебирать статистику, обмениваться мнениями о Великой Отечественной войне. Но, наверное, ничто не даст о ней более достоверного представления, чем рассказ простого солдата. Слушаешь ветерана и понимаешь самое главное... Почему люди, пережившие кровавое пекло 1940-х, всегда говорят: ”Лишь бы не было войны!”.
Я хочу рассказать о Кулицыне П.Н., дедушке моего мастера производственного обучения Славской Алены Викторовны.
Кулицын Пётр Никитович, 1901 года рождения, село Хомутовка, Бедно-Демьянского района Пензенской области. Призван был в Красную Армию вторым призывом в августе 1941 года в 151 стрелковую дивизию 155 полка, формировавшуюся в городе Акмолинск Казахской ССР. Сразу же после формирования дивизия была отправлена на фронт – Можайское направление, под Москвой. Свой боевой путь прошел в качестве рядового бойца пехотинца. За проявленный в боях героизм, храбрость и мужество в борьбе с врагами награжден орденом Отечественной войны.
Шесть месяцев оборонительных боёв, и, в результате, два ранения в ногу и грудную полость. По рассказам Пётра Никитовича, бои были настолько тяжёлыми, что за день несколько раз менялись соседи по окопу. Солдаты гибли так часто, что не успевали назвать своё имя. Пётру Никитовичу в этих боях под Москвой повезло – он был только ранен. После ранения их привезли в полевой госпиталь под городом Можайском. Но в этом госпитале не было места раненым не только лежащим, негде было и сидеть. А раненых всё подвозили, медицинских работников не хватало. И вот... Новая ужасная весть – прорвались немецкие танки, и этот госпиталь находится на пути их движения. Для эвакуации раненых не было транспорта. Было предложено спасаться, кто как может. Все, кто мог двигаться, ползли по дороге в сторону Москвы. По рассказам Пётра Никитовича, снег, по которому ползли раненые бойцы, был красным от крови. Часть раненых, в том числе и Пётр Никитович, остались живы благодаря тому, что смогли доползти до дороги, по которой двигалось гражданское население, спасаясь от немцев. Они и подбирали раненых на свои телеги и брички. Так Пётр Никитович был доставлен в московский госпиталь, где пролежал четыре месяца на излечении.
После ранения в ногу его отправили в лыжный батальон. Это уже был период, когда под Москвой началось наступление, и девять месяцев Пётр Никитович был в постоянных боях. Так, в одном из боёв в феврале 1943 года, около него разорвалась мина, и его раненого взрывной волной засыпало землёй. И опять - везение... На его счастье снайпер осматривал именно эту территорию и сообщил, что нашел двух солдат. Их откопали – один уже был мёртв, а Пётр Никитович был жив. Ещё четыре месяца в госпитале, после чего его комиссовали.
Так закончились боевые действия Кулицына Петра Никитовича. Его уже нет в живых. Но всякий раз, когда внучка просила его рассказать, как он воевал, она вспоминает его дрожащий голос и влажные прячущиеся глаза.