Она пошла на фронт в первые месяцы войны и только после третьего ранения согласилась на демобилизацию. Среди многочисленных наград Нины Феофановны Зайцевой - медаль "За отвагу", ордена Красной Звезды, Отечественной войны, а ее работа в послевоенные годы отмечена медалью "За трудовую доблесть".
Нина Зайцева (Панченко) родилась в Барнауле в 1918 году.
После окончания учительского института активистку-комсомолку направили работать в горком комсомола. Но в 30 годы учителей не хватало, особенно в сельских школах, и Нине полагалось заниматься агитацией выпускников, чтобы ехали работать в села.
Вот только неудобно было Нине агитировать других, а самой оставаться в кресле, так она и сказала начальству. И вскоре в Залесовской средней школе появилась новая учительница русского языка и литературы.
Заканчивался учебный год. 23 июня 1941 г. Нина должна была поехать в отпуск в Барнаул. А 22-го часов в 12 дня было решено сыграть последнюю партию в волейбол с учениками восьмых-девятых классов. Но в это время прибежали десятиклассники и сказали, что по радио сообщили: началась война.
Седьмого августа вызвали в райвоенкомат и сообщили, что призывают в армию. Как и все выпускницы института, она прошла курсы медсестер и была военнообязанной.
Отдельный стрелковый полк, в который была направлена Зайцева, формировался под Бердском. Буквально через несколько дней после прибытия туда, Нина и ее однополчане были отправлены на фронт.
На фронт прибыли в конце августа и сразу же вступили в бой. Это были тяжелые дни: немцы вели наступление на всех участках фронта, все время бомбили. Полк оказался зажатым с двух сторон. Из окружения выходили побатальонно.
19 сентября Нина была ранена в ногу, ее отправили в Новосибирск.
Когда летом началось формирование 74-й отдельной Алтайской стрелковой бригады, Нина Панченко еще находилась в госпитале. И было очень мало шансов, что ее выпишут. Она отпросилась у начальника госпиталя домой на выходные, а сама отправилась в штаб бригады, где ее вместе с другими девчатами зачислили в медсанроту. 16 сентября бригада была отправлена на фронт.
После доукомплектования в Москве до станции Селижарово бригада ехала по железной дороге. Потом же, под город Белый, предстояло идти пешком. Шли в основном ночью, а дороги там такие, что не только человек - лошадь не пройдет. А 25 ноября 1942 года был первый бой. И уже в этот день все отделения медсанбата были заполнены до отказа. Поток раненых был такой, что в течение трех дней ни поспать, ни поесть было некогда.
Уставали они так, что к концу третьих суток, перевязывая раненого, перед которым она стояла на коленях, Нина в забытьи ткнулась в пол лбом...
Из воспоминаний Н. Зайцевой:
«Когда санрота перебралась в деревню Плоское, сортировочное отделение, как и другие, разместили в избе. Раненых из нашей бригады поступало мало, в основном из соседних частей. Помню, привезли танкиста, начали осматривать: правая нога выше колена держится на коже, кость раздроблена. Надо срочно нести его в хирургическое отделение. Только приготовили носилки, рядом разорвались две или три бомбы, дверь в сенях слетела с петель».
За годы войны Нине Феофановне пришлось увидеть многое. И казнь предательницы в Смоленске, и хлеб из опилок, и труп подруги Оли с вырезанным на лбу орденом Красной Звезды...
После войны она закончила Вечерний университет марксизма-ленинизма и Барнаульский пединститут, истфак. В Барнаульском химико-технологическом техникуме Нина Феофановна работала с 1962 года преподавателем общественных дисциплин. Нина Феофановна входила в группу общественных инспекторов, в задачу которой входило ознакомление с состоянием преподавания истории СССР. Из БХТТ уволилась в связи с уходом на пенсию с 26 февраля 1973 года.
В послевоенные годы вырастила Нина Феофановна вместе с мужем Николаем Ивановичем сына и дочь. Вырастили внуков, есть уже и правнуки...
После войны Нина Феофановна много сил отдавала общественной работе, в частности, созданию (на базе 42-й и 27-й школ Барнаула) Народного музея боевой славы родной бригады.
Летом 2015 года Нины Феофановны не стало. Ей было 97 лет. Как-то на встрече со студентами Нина Феофановна сказала: «Война все больше отдаляется от нас, но интерес к подвигам советских людей, я думаю, никогда не иссякнет. Как и память».