Методическая разработка занятия " Мой дом- моя крепость"
Цель:
Способствовать формированию любви к семье , родительскому дому.
Задачи:
-продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к семье, родному дому , бережного отношения к ним;
-развивать интерес к окружающему их миру;
-формировать потребность в новых знаниях о семье, родных людях.
В игровой форме уточнить и обобщить знания детей о семейных традициях.
Формировать чувство любви и уважения к своей семье.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование;
2. Презентация;
3. Выставка поделок;
4. 3 листа а1+ клей карандаш ( на три команды), заготовки.
5. видео природы;
Художественно-педагогическая идея урока:
"Мой дом- моя крепость"
"Дома и стены помогают"
«Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:
Мать. Родной дом. Родные люди. Семья. Семейное счастье.
Активные формы обучения: ресурсный круг.
Ход занятия.
1.Вступление
Обсуждение цитаты.
- Когда – то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Согласны ли вы с мнением Льва Толстого? (дети высказываются)
- Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, твой дом.
Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья, родной дом.
- Что такое для вас семья? (Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению).
2 Этап .рассуждения, дискуссия.
Послушайте стихотворение поэтессы Анны Сусловой
А дом заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста.
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идёт речь?
- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого – это любовь к Дому своему.
На экране следующий слайд:
ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ
Учитель. Посмотрите на слайд, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните её смысл:
( Вся семья вместе – так и душа на месте)
Какие ещё пословицы и поговорки о семье, о доме, о родителях вы знаете?
Сердце матери лучше солнца греет.
В родном доме и стены помогают.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
3Этап . Деятельностный этап.
- Предлагаю вам поиграть в «строителей». Разбейтесь на три бригады.
•
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом « Дом», т.е. подбираете синонимы,
- Что такое синонимы? (Дом – это крепость, очаг, жилище, обитель.)
•
Задание для второй бригады: напишите слова – духовные ценности, которые составляют «фундамент» дома. (Любовь, взаимопонимание, доброта, взаимопомощь, забота, уважение, мир)
•
Задание для третьей бригады: вспомните, ребята, какие традиции есть в вашей семье, что объединяет вас всех в вашем доме. (Отдых, спорт, рыбалка, фотография, природа, животные, посещение театра, кинотеатра, концертов.)
- А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. (дети высказываются)
- И, так посмотрите, дети, какой у нас получился красивый, прочный, тёплый «родительский дом».
- Так какой родительский дом и живущую в нём семью можно считать счастливой?
- Из таких «кирпичиков» и складывается семейное счастье.
4 Минутка тишины
Говорят, что когда в семье царит любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают?
Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается музыка + слайд-шоу с красивыми цветочными мотивами)
Как вы думаете: каким будет мир, если у всех людей распустятся в сердцах такие вот цветы? Заботьтесь об этих цветах и мир станет еще прекраснее.
5. Разминка.
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Мы поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, у кого...»
- есть старший брат
- есть сестра или сестренка
- кто помогает дома близким
- в семье живут домашние животные
- кто очень любит свою семью.
6. Творческая деятельность.
Издавна особое место в семье отводится маме. Мамы это хранительницы семейного очага, они создают уют и воспитывают молодое поколение. У каждого из нас есть самый близкий и дорогой человек – это мама. Она нас родила, подарила прекрасное детство. Её забота и доброта согревают нас и в грустные дни. Конечно, все свои сокровенные мечты, тайны мы доверяем матери, у неё просим совета. Она наш мудрый советчик, лучший друг. Мать – это наш ангел-хранитель. Мама, неоспоримо, является самым важным человеком в жизни каждого из нас. Именно она всегда находится возле нас.
: "Оберёг" ладошки мамины и ребёнка склеиваем между собой, как символ защиты матери своего дитя от всех невзгод и трудностей.
Стихи читают Виолетта, Сергей, Максим, Дима, Настя ( учат заранее наизусть)
рефлексия
А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви». Перед вами лежат сердечки красного и синего цветов. Я вам предлагаю оценить наш урок, если вам понравился урок, если вам было интересно и познавательно на нашем уроке, то вы должны взять красное сердечко и прикрепить к нашему дереву, а если урок был не интересный, вам было скучно, то возьмите синее сердечко. (ребята делают оценку урока) Вот такое «Дерево счастья и любви» у нас с вами получилось.