В течение последних десятилетий в нашей стране не уделялось должного внимания патриотическому воспитанию, в результате чего два-три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, в атмосфере ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Подобная политика нашла отражение и в формировании у молодежи во многом превратного понимания того, что есть патриотизм.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает школьный музей Боевой Славы. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Промежуточные результаты проекта :
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
Проведение мероприятий, посвященных очередной годовщине битвы под Москвой.
Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» .
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Организация экскурсий и походов по Подмосковью, по местам боевой славы.
Проведение выборов и инаугурации президента школьного совета старшеклассников.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.