К.М.СимоновТворческая судьба знаменитого русского (советского) поэта Константина Михайловича Симонова (1915 – 1979) неотделима от его биографии военного журналиста. Трудно сказать, что побудило двадцатичетырехлетнего поэта и аспиранта Института философии, литературы и истории в 1939 году отправиться в качестве военного журналиста освещать бои на Халкин-Голе. Возможно, заговорила «военная косточка» сына генерала Русской императорской армии Михаила Симонова. Это был решающий шаг, аспирантура была оставлена.

Летом 1941г. К. Симонов присылает свои корреспонденции в газету «Красная звезда» из осажденной Одессы. За годы войны он вместе с советскими войсками прошел Польшу, Румынию, Болгарию, освещал взятие Берлина. Не раз доводилось участвовать в вооруженных стычках, проявляя личное мужество. Войну закончил в звании полковника, с воинскими наградами (орден Великой Отечественной Войны 1-й степени, орден Красного знамени, многочисленные медали).

Однако главной заслугой К. Симонова в годы войны было создание глубоких художественных произведений, своеобразной литературной хроники жизни воюющего народа, его надежд и утрат. Пронзительные стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня» (оба написаны летом-осенью 1941 г.) затронули сердца тысяч людей и мгновенно стали широко известны.

Удивляет объем и многосторонность литературной деятельности писателя в этот период. Он издает повесть «Дни и ночи», выпускает три сборника стихотворений, пишет пьесы («Парень из нашего города», «Так и будет»), киносценарии, по которым немедленно ставятся фильмы при участии лучших советских актеров (М.Незванов, Л.Свердлов, В.Серова). Пьеса «Русские люди» уже в 1942 г. идет на сценах нью-йоркских театров. При этом в периодике регулярно публикуются его фронтовые очерки и репортажи из мест самых напряженных боев.

К.М.Симонов во время войныК.Симонов, понимая, что изображение такого грандиозного исторического события, как Великая Отечественная война, требует соответственной масштабности, был первым, кто попытался осуществить замысел героической эпопеи. В последующие годы (1957-1971) он создает трилогию о войне, из которой наиболее удачными и известными стали два первых романа: «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются». Особенно яркое воплощение получили самые драматические периоды войны: отступление советской армии летом и осенью 1941 г. и угроза захвата Москвы фашистами. Герои Симонова с тяжелыми боями и потерями выходят из окружения, становятся участниками исторического парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. В их переживаниях нашли отражения личные чувства писателя и перипетии его биографии. В событийную канву романа «Живые и мертвые» вошел реальный эпизод боя на Буйничском поле под Могилевым, потрясший бывшего там Симонова: отступающие, истекающие кровью наши солдаты в течение одного только дня вывели из строя 39 немецких танков. Память об этом подвиге писатель пронес через всю жизнь. Согласно завещанию близкие люди развеяли его прах над этим полем.

Иной подход намечен в повести «Двадцать дней без войны», где автор сосредоточился на судьбах простых людей и быте военных лет.

Творческую деятельность Константину Симонову удавалось совмещать с работой на ответственных руководящих постах, с выполнением общественных обязанностей. Он много лет был членом Правления Союза писателей, руководил такими значительными изданиями, как журнал «Новый мир» и «Литературная газета», формировавшими литературную политику.

Константин Симонов – лауреат Ленинской премии и шести Сталинских.

 

Еще статьи по теме: 

Е. Долматовский: песня остается с человеком

Мадонна блокады Берггольц Ольга Федоровна