«Музей народного образования г. Березники» расположен в детской школе искусств им Л.А.Старкова. Современные школьники знакомятся с историей образования в России, первыми школьными выставками. Различные экскурсии приглашают детей и взрослых совершить путешествие в мир знаний. Ребята узнают, как учились бабушки, дедушки и родители. Музей предлагает обзорные и тематические занятия, тренинги и уроки. Массовые мероприятия со школьниками: торжества, посвященные юбилейным датам, конкурсы, выставки и спектакли, концерты, кинопоказы, детям, родителям, ветеранам войны и труда и другим почтенным гостям.
Развитие цифровых технологий с течением времени затрагивает всё больше и больше областей применения. С древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появлением компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Одним из таких направлений является виртуальная экскурсия, целью которой является сохранение истории объектов и достижений, в то же время идя в ногу с прогрессом.
Целью музея является не только сохранение редких экспонатов, но и освещение истории, поэтому важно предоставлять информацию. Использование интерактивных технологий улучшает работу в выставочном пространстве, как образовательную, так и коммуникативную.
Для этого возможно использование виртуальной экскурсии. Виртуальные экскурсии - это инновационная форма обучения с методической точки зрения. В педагогической литературе экскурсия определяется как специальная образовательная деятельность, которая передается в любую точку мира, на предприятие, в музей, на выставку, в соответствии с конкретной образовательной или воспитательной целью. Возможности виртуальной экскурсии весьма велики. В неё можно «отправиться» независимо от погодных условий, местонахождения «посетителя». У виртуальной экскурсии нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая помещение. К ней можно возвращаться вновь и вновь.
Виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реальных объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Виртуальный тур может сопровождаться дополнительными аудиофайлами, звуковыми видеофайлами, интерактивными картами.
Проведение занятий в такой форме рассматривается как инновационная форма музейной педагогики. В программе виртуальной экскурсии заложены интересные интерактивные продукты взаимодействия с «посетителями». Задачи создания виртуальной экскурсии «Музея народного образования» направлены на патриотическое воспитание современных школьников. Материалы и инструменты экскурсии, направленные на региональный компонент. Такими помощниками в создании виртуальной экскурсии служат:
- мастер-классы;
- виртуальные выставки рисунков, обучающихся ко дню Победы;
- интерактивные карты, ссылки, викторины;
- QR-code, картинки и клипарты, Gif анимация;
- аудио и видео материал;
- опросы, анкеты, викторины, квесты;
- архивы;
- музейные экспозиции;
- рубрики «История одного предмета»;
- исторические хроники, направленные на военную историю земляков;
Разнообразные цифровые приёмы виртуальной экскурсии привлекают и детей, и родителей. Возрастает социальная потребность в музейных занятиях, экскурсиях, а также увеличивается количество воспитанников, посетивших музей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых просто нет возможности посетить обычный музей по разным причинам. Повышается охват участников, так как появляется обратная связь между участниками образовательного процесса.
Педагоги в свою очередь пытаются, стремятся к преподнесению материала на занятиях на новый уровень, с внедрением в культуру мультимедийных решений.