Музейные уроки по разным аспектам широкой темы «Оборона Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» проводятся в музее ежегодно в канун знаменательной даты - 29.10.1944 Это дата полного разгрома немецко-фашистских захватчиков на Кольском полуострове. Актуальность музейных уроков по данной теме связана с необходимостью сохранения исторической правды о событиях и участниках Великой Отечественной войны на нашей малой родине, Кольском полуострове. В этом году для повторения изученного и введения новых знаний о причинах и факторах, помешавших планам фашистов на Кольском полуострове, взята тема «Провал фашистского блицкрига в Заполярье»
Цель урока: сохранение молодым поколением исторической правды о событиях и участниках обороны Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны
Задачи: знакомство с причинами провала фашистского плана по захвату Кольского полуострова; закрепление знаний о ходе боевых действий в Заполярье в годы войны; развитие познавательных интересов и навыков поисковой деятельности; воспитание чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому Отечества, чувства сопричастности к судьбе Отечества через историю малой родины на материале музейной и литературной практики; формирование активной гражданской позиции школьников.
Уровень сложности занятия: 3 ( высокий)
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов
Время проведения: 1 час
На уроке реализуется содержание модуля «Краеведение» учебного предмета «История». Урок привязан к рабочей программе предмета и расширяет рамки темы «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов» .Музейный урок «Провал фашистского блицкрига в Заполярье» отличается от других форм работы музея методикой проведения. Это сравнительно новая форма музейной педагогики. Она предполагает интегрирование исторического материала с содержанием предметов «Искусство» и «Литература», использование в ходе занятия интерактивных образовательных технологий. Музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, они попадают в музейную среду: познают музейный предмет, играют, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости, отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с педагогом в путешествие во времени, сами становятся, в зависимости от класса героями невыдуманных рассказов.
Методическая разработка может быть использована учителями истории школ РФ на уроках истории, руководителями музеев во внеурочной практике при знакомстве школьников с основными периодами, событиями, персоналиями, итогами Великой Отечественной войны.